Общественная палата и РЖД обсудили внедрение контрейлерных перевозок на пространстве колеи 1520 мм.
Контрейлерные перевозки – это смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки прицепов, полуприцепов, трейлеров или съемных кузовов на железнодорожной платформе. В Европе такую технологию назвали «бегущее шоссе», т.е. перевозка грузового автомобиля с товарами на поезде. Иными словами, часть пути грузовики идут караваном по ж/д дороге, а часть своим ходом.
Такая система давно действует в зарубежных странах, а теперь и Россия, в лице РЖД, готовится перенять опыт коллег. Дополнительным поводом, подтолкнувшим госкорпорацию на этот шаг, стало вхождение России в ВТО. Конкуренция на мировом рынке вынуждает государство и бизнес искать новые логистические решения. И одним из таких решений может стать переход к контрейлерам.
Контрейлер улучшат внутренние, региональные и межгосударственные связи. Его особенностью является то, что он предоставляет возможность совместного переключения автоперевозок на железнодорожный учет. Это поможет сократить сроки доставки грузов, обеспечит их сохранность. Снижается экологическая нагрузка, уменьшаются выбросы углекислого газа в атмосферу, улучшаются условия труда водителей. Для России переход на контрейлеры имеет особое значение, поскольку производство расширяется, товарооборот увеличивается, а, следовательно, нужны новые транспортные решения.
Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович подчеркнул, что доля логистических издержек в ВВП России превышает уровень 20%, при среднемировом показателе 11,3%.
«А посему необходим переход к новым транспортным технологиям, обеспечивающим снижение временных, финансовых и прочих издержек. В РФ созданы терминальные и контрейлерные концепции. Отмечу, что в Европе контрейлеры занимают до 30% от общих перевозок. В США, где система также развита, большое распространение получили автопоезда, полуприцепы на универсальной платформе», – заявил представитель РЖД.
«Данная тема лежит в основе транспортной стратегии до 2030 года. В масштабах России это амбициозный проект, – отметил депутат Госдумы Олег Савченко. – Нам важен рост скорости грузового сообщения на 15-20% внутри страны, на основных международных транспортных коридорах на 20-30%, также важен рост объемов транзитных перевозок внутри РФ до 90 млн. тонн в год».
Особое внимание парламентарий обратил и на сокращение ДТП, числа погибших в автокатастрофах, поскольку основную часть пути трейлер проведет в автопоезде. В пользу контрейлерных перевозок говорят экономические, ресурсосберегающие, экологические, социальные показатели.
Президент НП «Гильдия экспедиторов» Семен Резер отметил, что контрейлеры особенно выгодны при погрузке-разгрузке на терминалах.
«К сожалению, инфраструктура специальных контрейлерных терминалов будет только создаваться в стране. Кроме того, это способствует сокращению временных издержек. Особенно, это касается времени простоя на пограничных станциях, где скапливается огромное количество машин. Кроме того, автоперевозчики будут экономить на топливе, что тоже входит в перечень расходов», – заявил Резер.
Эксперт подчеркнул, что разгрузка основных магистралей, соединяющих регионы, также можно считать аргументом в пользу контрейлеров. Кроме того в качестве дополнительных аргументов он назвал жесткий график доставки грузов, контроль за сохранностью продукции при передвижении, да и для водителей создаются комфортные условия.По итогам круглого стола, участники решили обратиться к правительству РФ с инициативой внесения изменений в законы «О железнодорожном транспорте РФ», «Устав железнодорожного транспорта РФ», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». А также доработать проект федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» и рекомендовать коллегии Евразийской экономической комиссии, министерствам и ведомствам участников Таможенного Союза активизировать работу по проекту контрейлерных перевозок по маршруту Хоргос-Москва- Гродно.
(Пресс-служба Общественной палаты РФ, Контейнерный бизнес. Бюллетень. 12–27 апреля 2012)