Унификация под ВТО
Морские порты России изменили отношение к унификации железнодорожных тарифов на перевозки между пограничными переходами и портами.
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморреч¬флот) Александр Давыденко заявил журналистам, что портовики к выравниванию тарифов готовы. При этом он пояснил, что перераспределения грузопотоков на порты сопредельных стран, как считалось ранее, не произойдет.
Вместе с тем руководитель Росморречфлота подчеркнул, что процесс унификации тарифов должен сопровождаться отменой специальных тарифов на пограничные переходы, которые выше тарифов на грузовые перевозки в портах. По его словам, сейчас сложилась ситуация, когда стоимость перевозки грузов через погранпереходы снижается с помощью коэффициентов и спецтарифов.
В 2001 году, чтобы привлечь грузы, тарифы в направлении портов были снижены и приравнены к внутригосударственным. С 2005 года началась унификация тарифов, в результате чего разница между ставками на перевозку грузов в направлении портов и погранпереходов в 2006 году снизилась до 1,63 раза (в 2005 году –1,87 раза). В 2007 году она будет снижена до 1,4 раза. К 2009 году служба планирует закончить работу по унификации тарифов.
«Гудок» сообщал, что ранее Росморречфлот и Минтранс выступили с инициативой отложить унификацию железнодорожных тарифов до 2010 года.
Впервые о необходимости приостановки унификации железнодорожных тарифов заявил заместитель министра транспорта Александр Мишарин в начале марта 2007 года. Затем это предложение было рассмотрено на совместном заседании президиума Госсовета и Морской коллегии в Мурманске 2 мая. И было аргументировано необходимостью повышения конкурентоспособности российских портов.
Начальник управления регулирования транспорта ФСТ Виктор Квитко сказал «Гудку», что пока процесс унификации тарифов никто не отменял и он идет в соответствии с планами правительства. Однако сроки окончательного уравнивания тарифов пока сложно установить. Это могут быть и 2009, и 2010 годы.
По словам Виктора Квитко, все зависит от показателей экономического развития страны, спрогнозированных МЭРТ.
У российских портовиков есть силы конкурировать с зарубежными стивидорами. Президент Национальной ассоциации транспортников России Георгий Давыдов, в свою очередь, полагает, что готовность портовиков продолжать диалог в рамках унификации тарифов была ожидаема. Понятно, что в ходе унификации тарифов ежегодный процесс их индексации касается только железнодорожных перевозок в направлении портов. Перевозки в направлении погранпереходов не индексируются – они и так высокие. ФСТ и правительство стремятся к уравниванию тарифов на железнодорожные перевозки по всем направлениям, чтобы сделать транспортную тарифную политику понятной. Что, кстати, является одним из требований для вступления России в ВТО.
По словам эксперта, эта ежегодная индексация была не выгодна стивидорам прежде всего потому, что большинство из них привыкло тарифицировать свои работы по перевалке грузов гораздо выше, чем в портах стран Балтии и Украины. При этом перевалочные мощности российских портов малы, качество услуг низкое. Грузоотправители, конечно, предпочитали направлять грузы через погранпереходы в страны Балтии.
Однако ввод в эксплуатацию новых портов, таких как порт Усть-Луга, начавшаяся модернизация мощностей ряда черноморских портов позволяют говорить о том, что российские стивидоры готовы конкурировать с иностранными.
Георгий Давыдов выразил уверенность в том, что унификация тарифов на железнодорожные перевозки сделает отношения между транспортниками и грузоотправителями более понятными.
Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что глава Росморречфлота «сработал на будущее». По мнению эксперта, пока лишь немногие новые и модернизированные порты могут поддерживать процесс унификации. Однако если учитывать процесс совершенствования транспортной системы страны в целом и вступление ее в ВТО, то поддержка тарифной стратегии портовиками была необходима.
Эксперт также считает, что для РЖД унификация тарифов выразится в возможности равномерного и эффективного использования инфраструктуры на подходах к портам и погранпереходам, а также проведения ее модернизации.
Заместитель начальника департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Александр Гусев, в свою очередь, напомнил, что в 2001 году портовикам было сделано своеобразное послабление, когда тарифы на экспортно-импортные железнодорожные перевозки в направлении портов были снижены. Это было сделано с целью привлечь в порты груз и дать портовикам возможность развить перевалочную и причальную инфраструктуру. Грузоотправители ринулись в порты. А стивидоры с радостью включили скидку в свои тарифы, а затем взвинтили цены на услуги.
Представитель РЖД заметил, что прошло почти 7 лет с момента тарифного послабления, а сколько-нибудь значительных инвестиций в модернизацию портов сделано не было. Теперь, когда Россия вскоре вступит в ВТО, выравнивание тарифов на транспортные услуги становится безусловным. РЖД это позволит на равных конкурировать с представителями международного транспортного рынка, которые давно работают по унифицированным тарифным стандартам, интегрироваться в этот рынок, а также системно развивать инфраструктуру за счет сбалансированного использования ее на различных направлениях.
Александр Гусев считает, что для ускорения процессов удешевления стивидорных услуг и повышения их качества государство может осуществлять меры прямой финансовой поддержки. Поскольку такая поддержка не должна осуществляться за счет других видов транспорта, в частности РЖД.
Источник: Гудок